#

Подробнее о событии

Версия для печати

23.11.2011

Выступление заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края И.А.Перонко на парламентских слушаниях, состоявшихся 15 ноября 2011 года



Выступление заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края И.А.Перонко по вопросу:

«О краевом бюджете на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов»,

парламентские слушания 15 ноября 2011 года,

ул. Красная, 3, Законодательное Собрание

Краснодарского края


О краевом бюджете на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов

При разработке проекта бюджета учитывались результаты бюджетной политики края в предыдущие годы, ситуация по исполнению бюджета в текущем году.

За 10 месяцев 2011 года поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края составило 122,8 млрд. рублей. По объему – это шестое место среди регионов. Прирост – 20,0 млрд. рублей или порядка 20% к уровню прошлого года.

С учетом федеральных средств консолидированный бюджет края в 2011 году превысит 215 млрд. рублей.

В полном объёме исполняются действующие расходные обязательства. Продолжены меры, направленные на улучшение материального положения работников бюджетной сферы, в том числе с 1 июня заработная плата повышена на 6,5%.

С 1 июля увеличен размер доплат воспитателям дошкольных учреждений в три раза (до 3000 рублей в месяц).

С 1 октября установлены доплаты более чем 12 тысячам работников учреждений социального обслуживания.

В рамках модернизации образования уже с 1 сентября этого года средняя зарплата учителей превысила среднюю по экономике.

Принимаются меры для повышения эффективности региональной бюджетной политики, реформированию региональных финансов. Эта работа отмечена с положительной стороны на федеральном уровне. Краснодарскому краю по итогам 2009 и 2010 годов Министерством финансов Российской Федерации присвоена первая, высшая, степень качества организации бюджетного процесса.

Проектировки бюджета учитывают изменения законодательства и решения, принятые на федеральном уровне:

· сокращен объем дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности края на 3,2 млрд. рублей (в 2011 году – 8,1 млрд. рублей, на 2012 год – 4,9 млрд. рублей);

· на региональный уровень переданы полномочия муниципалитетов по здравоохранению (потребовало 8,9 млрд. рублей);

· создается региональный дорожный фонд;

· финансовое обеспечение полиции общественной безопасности передано в федеральный бюджет (- 6,0 млрд. рублей);

· передаются в федеральный бюджет доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию свыше 9 процентов, ранее поступавшие в бюджеты субъектов (- 2,7 млрд. рублей).

В проекте закона:

· учтены все повышения фонда оплаты труда работников госучреждений текущего года, а также повышение фонда с 1 января будущего года на 6,5%, а с 1 октября – еще на 6%;

· проиндексированы социальные выплаты – на 6,3%, а компенсации по жилищно-коммунальным услугам – на 15%;

· учтён рост расходов учреждений на оплату коммунальных услуг на 15%, индексация остальных материальных затрат – на 6,3%.

ДОХОДЫ

В основу проекта бюджета заложен оптимистичный сценарий социально-экономического развития края.

Данный сценарий предполагает выход в 2012 году на следующие макроэкономические показатели: рост ВРП к 2011 году – 103,9%; рост прибыли прибыльных предприятий – 113,2%; рост фонда оплаты труда – 110,8%.

Исходя из этого сценария, в 2012 году налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета края прогнозируются в сумме почти 121 млрд. рублей (120,7 млрд. рублей), с ростом 116,0% к уточненному бюджетному назначению 2011 года.

Почти 64% доходов краевого бюджета сформировано за счет налога на прибыль организация (35,2%) и налога на доходы физических лиц (28,3%). По налогу на прибыль планируется 42,4 млрд. рублей, с ростом на 115,5%. По НДФЛ план 34,2 млрд. рублей с приростом в сопоставимых условиях на 9,0%.

Еще 30% доходов дадут три источника: акцизы (13,8 процента), налог на имущество организаций (11,4 процента) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (5,6 процента).

Из федерального бюджета на 2012 год пока запланированы поступления в сумме 49,1 млрд. рублей (ожидаемое исполнение в 2011 году – 60,5 млрд. рублей). Объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов, в том числе бюджетных инвестиций, средств на поддержку сельского хозяйства, будет уточняться после распределения на федеральном уровне.

В итоге доходы краевого бюджета рассчитаны в сумме 171 млрд. рублей.

РАСХОДЫ

Расходы краевого бюджета на 2012 год запланированы в сумме 183,7 млрд. рублей.

Одним из главных приоритетов является не только сохранение стабильности финансирования социальной сферы, но и значительный рост расходов на эти цели.

Расходы краевого бюджета на социальную сферу увеличиваются на 14,2% и составят в 2012 году 95,5 млрд. рублей.

Образование

В 2012 году на образование планируется направить 26,6 млрд. рублей с ростом на 9,1%.

Продолжатся выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, поощрение лучших учителей (616 млн. рублей).

В рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году муниципальным образованиям за счет средств федерального и краевого бюджетов планируется направить 4,0 млрд. рублей, из них собственно краевые средства 1,2 млрд. рублей (на приобретение учебного оборудования и транспортных средств, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации педагогов). При этом размер педагогической зарплаты будет поддерживаться на уровне не ниже средней заработной платы по экономике края.

На укрепление материально-технической базы образовательных учреждений (капитальный ремонт и приобретение оборудования) расходы краевого бюджета вырастут в 1,7 раза и составят 640 млн. рублей.

Продолжится капитальный ремонт, строительство, реконструкция детских садов. В 2012 году, как и в текущем году, на эти цели предусмотрено 500 млн. рублей на 51 детский сад.

Проектом бюджета предусмотрены доплаты воспитателям дошкольных учреждений в размере 3 тысячи рублей в месяц. С июля текущего года на это уже выделено 650 млн. рублей, на 2012 год предусмотрен 1 млрд. рублей.

Столько же (1 млрд. рублей) запланировано выделить на оздоровительные мероприятия для детей и подростков.

В рамках краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" продолжится реализация проекта по капитальному ремонту спортивных залов общеобразовательных учреждений. В 2011 году это позволило отремонтировать 49 залов. В 2012 (100 млн. рублей) и последующие годы указанные показатели будут сохранены.

Здравоохранение

На здравоохранение запланировано 38,5 млрд.рублей,с ростом на 9,8 млрд. рублей или 34,1% к уровню 2011 года. Значительный рост связан с увеличением расходов на модернизацию отрасли и с передачей полномочий с муниципального уровня на краевой. На финансирование муниципальных учреждений здравоохранения в 2012 году в муниципалитеты будет передана краевая субвенция в сумме более 4,5 млрд. рублей.

Также почти в 1,5 раза до 14,0 млрд. рублей увеличен страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

На модернизацию медицины планируется выделить 5,8 млрд. рублей, из них краевых средств почти 1 млрд. рублей. Кроме этого, за счёт Территориального фонда обязательного медицинского страхования будет направлено 3,3 млрд. рублей.

Только на проведение капитального ремонта 44 учреждений и закупку оборудования будет направлено 3,1 млрд. рублей.

На 40%, до 1,3 млрд. рублей, возрастёт объём средств, выделяемых на высокотехнологичную медицинскую помощь в области нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и трансплантации органов.

Социальная политика

В проекте бюджета 25,1 млрд. рублей направляется на социальную политику. Из них 15,8 млрд. рублей на меры соцподдержки отдельных категорий граждан.

Основные расходы приведены на слайде.

Последнему направлению в проекте уделено особое внимание. Так, на обеспечение детей‑сирот жильем предусмотрен 1,0 млрд. рублей или в 2 раза больше текущего года. Примерно тысяча детей-сирот получат жилье.

Кроме этого, с 2012 года планируется увеличить ежегодную компенсацию многодетным семьям на оплату жилья и коммунальных услуг с 2165 рублей до 3500 рублей на каждого ребенка. На эти цели планируется направить 412,1 млн.рублей.

Впервые в проекте краевого бюджета на 2012 год учтены расходы в сумме 127,9 млн. рублей на единовременное денежное пособие гражданам, при усыновлении (удочерении) ребенка в размере 300 тыс. рублей.

В соответствии с поручением Президента России запланированы расходы на выплату материнского капитала, за счет средств краевого бюджета, в сумме 880,0 млн. рублей при рождении третьего или последующего ребенка. Выплаты по 100 тыс. рублей будут производиться с 2014 года, но по факту рождения с 1 января 2011 года.

Культура

В 2012 году расходы по разделу "Культура" составят 1,6 млрд. рублей, из них на выполнение государственных заданий учреждениями культуры – 883 млн. рублей с ростом на 8%.

Продолжится реализация трех основных программ в области культуры: поддержка клубных учреждений (320,0 млн. рублей), развитие инфраструктуры кинопоказа (50,0 млн. рублей) и "Культура Кубани" (60,0 млн. рублей).

Физическая культура и спорт

На физическую культуру и спорт планируется направить более 3,7 млрд. рублей.

Будет развиваться сеть спортивных сооружений. В дополнение к ранее построенным 42 спорткомплексам (с 2006 г.) продолжиться строительство ещё 17 спортивных комплексов и 63 спортплощадок (435 площадок построено с 2006 г.).

В Краснодаре поэтапно вводится уникальный многофункциональный спортивный комплекс. На его базе уже открыт Баскет-Холл на 7,5 тысяч мест и планируется открытие 2 ледовых арен, 3 плавательных бассейнов, тренировочных залов по 9 видам спорта.

В 2012 году будет капитально отремонтировано 8 центральных муниципальных стадионов (на 1.11.2011 отремонтировано 6, продолжается ремонт 12 стадионов), а также построено 5 бассейнов и 30 спортивно-игровых площадок.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Для обеспечения реализации органами местного самоуправления расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по вопросам местного значения в области ЖКХ, из краевого бюджета ежегодно выделяются значительные средства.

В будущем году планируется продолжить мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Для этих целей предусмотрено 1,4 млрд. рублей.

В настоящее время ведется ремонт в 137 многоквартирных домах, в которых проживает почти 14 тыс. человек. Кроме того, 3000 человек в ближайшее время из ветхого жилья переселятся в новые благоустроенные квартиры.

В целях обеспечения населения качественной питьевой водой принята долгосрочная программа с объемами финансирования по 500,0 млн. рублей ежегодно и сроком реализации до 2020 года. Это обеспечит проведение ремонта не менее 80 сооружений водоснабжения и не менее 230 км аварийных сетей водоснабжения в год.

Для проведения комплекса мероприятий, направленных на восстановление и дальнейшее развитие наружного освещения, продолжится долевое финансирование городских округов и поселений в объеме 150,0 млн. рублей. Что позволит улучшить состояние 141 км линий наружного освещения, а также заменить и установить почти 2100 осветительных приборов.

В числе первоочередных расходов остаются публичные обязательства, связанные с реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".

Для этих целей в проекте краевого бюджета на 2012 год предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" на 2011 – 2015 годы в сумме 1,6 млрд. рублей. Основные мероприятия приведены на слайде.

Дорожное хозяйство

Одной из особенностей формирования краевого бюджета является образование с 1 января 2012 года в составе краевого бюджета регионального дорожного фонда.

Дорожный фонд сформирован в объеме почти 21 млрд. рублей.

На строительство, капитальный ремонт и содержание автодорог регионального значения в рамках ведомственной программы предусмотрено почти 13 млрд. рублей, или в 2 раза больше чем в текущем году.

Кроме того, на ремонт дорог местного значения в проекте бюджета предусмотрено 2,0 млрд. рублей. Уже в этом году, за счет 1,9 млрд. рублей, выделенных 352 муниципальным образованиям, удастся довести параметры 700 км автомобильных дорог местного значения до нормативных требований по состоянию покрытия.

Сельское хозяйство

Финансирование ключевой отрасли – сельского хозяйства – на сегодня предусмотрено в объёме 2,5 млрд. рублей, это без учёта федеральных средств, которые будут распределены позднее. Основные мероприятия приведены на слайде.

Отдельное внимание будет уделено развитию малых форм хозяйствования в АПК. Эти расходы будут увеличены до 625 млн. рублей (в 2011 году – 565 млн. рублей), из них 70 млн. рублей пойдёт на создание семейных животноводческих ферм (в 2011 году – 44 млн. рублей).

Капитальные вложения

На строительство и реконструкцию социально значимых объектов предусматривается направить в рамках краевой адресной инвестиционной программы 4,1 млрд. рублей, из них на объекты физкультуры и спорта – 1,8 млрд. рублей, здравоохранения – 1,1 млрд. рублей.

На софинансирование строительства муниципальных объектов предусматриваются субсидии на развитие общественной инфраструктуры (511 млн. рублей), на газификацию населённых пунктов (500 млн. рублей), на реконструкцию и строительство новых детских дошкольных учреждений (410 млн. рублей).

Целевые программы

На 2012 год объём программно-целевых расходов краевого бюджета запланирован в сумме 117,8 млрд. рублей. Это более 66% всех расходов. Проектом предложено к финансированию 48 долгосрочных программ и 20 ведомственных. Традиционно существенное место в программах занимает финансовая помощь муниципалитетам.

Для справки. В 2011 году муниципальным образованиям предусмотрены межбюджетные трансферты по 35 целевым программ (всего 73 программы предусмотрены к финансированию). В среднем муниципальное образование участвует в реализации 17 программ (от 13 в Белоглинском районе до 20 программ в Новокубанском и Тихорецком районах).

В 2011 году порядка 20% расходов местных бюджетов осуществляется за счет субсидий из краевого бюджета на реализацию КЦП. При этом в краевом бюджете удельный вес расходов на предоставление субсидий тоже занимает значительный вес. Почти 15% или каждый седьмой рубль. Такие подходы сохраняются и в представляемом проекте бюджета.

Межбюджетные отношения

Особое внимание при разработке бюджета, как всегда, было уделено межбюджетным отношениям, финансовой помощи местным бюджетам, обеспечения их сбалансированности.

В мае текущего года было принято решение о закреплении со следующего года за бюджетами муниципальных районов норматива отчислений от НДФЛ в размере 10%. Это составляет порядка 2,0 млрд. рублей.

Изменение законодательства в области здравоохранения и обязательное создание региональных дорожных фондов значительно повлияло на межбюджетные отношения с муниципалитетами.

Потери муниципальных районов и поселений по транспортному налогу, зачисляемому с 2012 года в краевой дорожный фонд, компенсированы закреплением единых нормативов по НДФЛ (7% и 3% соответственно). В целом по краю это превысит прежние поступления транспортного налога более чем на 300 млн. рублей.

В результате межбюджетного регулирования различия в бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными городскими округами и муниципальными районами существенно сокращены.

Если до выравнивания разрыв составлял 4,6 раза, то по итогам выравнивания сократился до 1,9 раза. По итогам выравнивания минимальная бюджетная обеспеченность сложилась у Отрадненского района, максимальная у г. Сочи.

В целом объём межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований сложился в сумме 47,0 млрд. рублей, в том числе субсидии – 19,1 млрд. рублей.

Государственный долг

В среднесрочном периоде долговая политика края будет направлена на снижение объёма государственного долга Краснодарского края. Если в 2012 году он все же возрастёт (на 28%), то в 2013 году прогнозируется его снижение на 3,7%, а в 2014 году – на 6%.

Объем долговых обязательств Краснодарского края в течение всего трехлетнего периода будет находиться на экономически безопасном уровне и соответствовать возможностям бюджета по гарантированному возврату заемных средств и обслуживанию долга. К 1 января 2015 года государственный внутренний долг Краснодарского края должен составить не более 30,0 процентов от объема собственных доходов краевого бюджета, что существенно ниже предельного объема, установленного бюджетным законодательством (не более 100%).

Параметры проекта краевого бюджета на 2012 год сложились в следующих объемах: доходы – 171,0 млрд. рублей, расходы – 183,7 млрд. рублей, дефицит бюджета – 12,7 млрд. рублей.

Предлагается привлечение кредитов в объеме 21,6 млрд. рублей (в т.ч. 16,4 млрд. рублей бюджетный кредит), размещение ценных бумаг Краснодарского края в объеме 7 млрд. рублей, погашение долговых обязательств по ранее привлеченным кредитам – 15,8 млрд. рублей.

Параметры краевого бюджета на плановый период:

2013 год: доходы – 150,8 млрд. рублей, расходы – 149,6 млрд. рублей, профицит бюджета – 1,2 млрд. рублей;

2014 год: доходы – 150,0 млрд. рублей, расходы – 146,8 млрд. рублей, профицит бюджета – 3,2 млрд. рублей.

Показатели проекта краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сбалансированы и подготовлены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Бюджет 2012-2014 годов будет по-прежнему иметь социальную направленность. Потребуется максимально наращивать собственные доходы, повышать эффективность бюджетных расходов, проводить грамотную долговую политику.

Исполнение бюджета будет непростым, напряжённым. Кроме роста объёмных показателей, органы исполнительной власти, их подведомственные учреждения должны быть ориентированы на проведение мер по оптимизации расходов, повышению их эффективности. 


Источник: Отдел территориальных и муниципальных финансов

Назад в раздел