#

Информация о заседании выездной расширенной коллегии

Версия для печати

Информация о заседании выездной расширенной коллегии


Повышать эффективность в работе налоговых органов


Состоялась расширенная коллегия департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края. В ее работе участвовали руководители финансовых органов в муниципальных образованиях (в городах и районах) нашего региона. С докладом – «Итоги работы финансовых органов края в 2010 году и задачи на 2011 год» - выступил заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководитель департамента И.А.Перонко.

Вице-губернатор прежде всего привел и проанализировал целый ряд финансовых показателей 2010 года. Они свидетельствуют о том, что в целом финансовые органы края в минувший период сработали достаточно эффективно. Это позволило успешно справиться с первоочередной задачей, поставленной главой администрации (губернатором) Краснодарского края А.Н.Ткачевым, - мобилизовать 120 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края. Практически выполнение составило 127 млрд. рублей. Этот показатель по отношению к 2009 году превышен почти на 16 млрд. рублей, что более 14%. Всего же доходы консолидированного бюджета края с учетом федеральных средств составили 168,6 млрд. рублей, это 101,5% к годовому бюджетному назначению, и 110,7% - к 2009 году. По объему доходов край оказался на 7 месте в России. Надо отметить, что по сравнению с докризисным 2008 годом в среднем по стране доходы регионов приросли на 1,4%, у нас же – на 16%.

Бюджетное назначение по доходам исполнено по всем 427 бюджетам края. В бюджеты муниципальных районов и городских округов поступило доходов (без учета безвозмездных перечислений) 36,1 млрд. рублей, прирост – 8,4 процентных пункта (2,8 млрд. рублей).

В бюджеты городских и сельских поселений мобилизовано 7,2 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что превышает уровень поступлений 2009 года (6,5 млрд. рублей) на 628 млн. рублей.

За 2010 год бюджеты поселений приросли на 9,6%. А вообще начиная с момента их образования, они выросли почти втрое.

- Считаю, что сохранение стабильности доходной базы бюджета - главный результат нашей работы в последние два посткризисных года, - подчеркнул И.А.Перонко. – Для сравнения такие развитые регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Татарстан еще не вышли на уровень поступлений 2008 года.

Докладчик отметил, что наполняемость казны напрямую зависит от состояния экономики. У нас в прошлом году прирост валового регионального продукта составил 5,5%. По России – 4%. ВРП края достиг почти триллиона рублей (999,8 млрд. рублей) – это 6 место среди регионов.

По итогам года индекс промышленного производства составил 108,7% (РФ – 8,2%). В строительстве достигнут самый значительный темп роста – 126% (РФ – 99,4%). В крае построено около 3,6 млн. кв.м жилья. В сельском хозяйстве темп роста объема сельхозпродукции составил 104,5% (РФ – минус 11,9%).

В отраслевом разрезе наибольший вклад в формирование налоговых доходов бюджета внесли хозяйствующие субъекты потребительской сферы (14,6 млрд. рублей), транспорта и связи (12,7 млрд. рублей), строительного комплекса (12,7 млрд. рублей), агропромышленного комплекса (12,1 млрд. рублей), топливно-энергетического комплекса (9,4 млрд. рублей).

У нас выше российского уровня показатели: роста оборота розничной торговли (110,2 %), общественного питания (104,6 %), объема платных услуг населению (103,1 %).

В экономику региона привлечено 492,7 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 118,2 % к 2009 году (по России показатель - 106,0 %). Запущено порядка 30 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью почти 23 млрд.рублей.

Помимо экономической составляющей наполнению бюджета служили мероприятия организационно-административного и фискального характера. То есть значительная работа была проделана всеми: законодателями, исполнительной властью, налоговыми, регистрирующими, правоохранительными структурами, органами местного самоуправления.

Касаясь финансового рынка края, вице-губернатор подчеркнул, что в посткризисный год в этой части в целом удалось преодолеть негативные явления. В прошедшем году в экономику региона привлечено более 770 млрд. рублей кредитных ресурсов, что на 32% превысило показатель 2009 года, и на 20 процентных пунктов выше соответствующего общероссийского показателя.

В течение всего 2010 года в региональных банках продолжался устой-чивый рост вкладов, увеличившихся на треть. Общая сумма вкладов превысила 248 млрд. рублей.

Говоря об исполнении бюджета в части расходов, - И.А.Перонко выделил следующее:

- своевременно обеспечены все законодательно установленные обяза-тельства в части социальных гарантий населению, выплате заработной платы в бюджетной сфере;

- профинансированы краевые целевые программы, межбюд¬жетные трансферты, инвестиционные проекты, реализуемые на терри¬тории края;

- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом;

- снижен объём кредиторской задолженности в бюджетной сфере.

В целом, расходы консолидированного бюджета составили 182,5 млрд.рублей, с приростом к 2009 году на 118,2 %. При этом в социально-культурную сферу направлено более 111 млрд.рублей или 61 %. Из них: на образование - 39,1 млрд.рублей, на здравоохранение – 29,9 млрд.рублей, на социальную политику – 27,2 млрд.рублей.

Продолжено наращивание материальной базы учреждений здравоохранения, образования, физической культуры. Вложения бюджета на эти цели составили 13,8 млрд.рублей, с ростом на 23 %, то есть с опережением общих расходов. Это позволяет решать многие социальные задачи. Например, в крае развитие детско-юношеского спорта во многом стало возможным благодаря построенным в городах и районах спортивным комплексам. На организацию работы спортивных школ, кружков, секций, площадок направлено около 2 млрд.рублей, на оздоровительные мероприятия для детей - 860 млн.рублей. На эти цели такие объемы средства не выделялись никогда раньше.

Наряду с положительным, Иван Александрович Перонко обратил внимание на упущения и недостатки, имеющие место в работе финансовых органов по ряду направлений. Так, прироста доходов не ниже 10 процентов к уровню 2009 года, как намечалось, добилось лишь 21 муниципальное образование. Не достигли данного уровня более 100 поселений. Если в 24 городах и районах обеспечен рост поступлений налога на прибыль, то в 19 этот показатель по сравнению с 2009 годом снижен. В ряде муниципалитетов не обеспечен прирост поступлений по НДФЛ, а также по другим налогам и платежам.

Как отметил докладчик, есть много вопросов по неналоговым доходам, которые в основном администрируют органы местного самоуправления. Так, по арендной плате за землю ниже уровня 2009 года поступления в 8 муниципалитетах, в том числе самые низкие в районах: Отрадненском, Павловском, Тихорецком и городе Краснодаре.

К сожалению, сумма задолженности по этому доходному источнику в 2010 году выросла и составляет более 2 млрд. рублей. Наибольший рост задолженности в городах: Горячий Ключ, Анапа, Сочи; в районах: Абинском, Приморско-Ахтарском, Крымском.

Говоря о текущем календарном периоде, вице-губернатор подчеркнул, что в крае имеется достаточно оснований для повышения в 2011 году финансовых результатов. С учетом устранения недостатков, использования резервов губернатор края Александр Николаевич Ткачев поставил новую задачу - обеспечить поступление собственных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края в объеме не ниже 140 млрд.рублей. Задача не из простых. Чтобы ее выполнить, необходимо иметь темпы роста поступлений не менее 110 процентов к уровню 2010 года по каждому муниципальному образованию. И результаты, достигнутые в 1 квартале текущего года, в целом соответствуют этому показателю.

В настоящее время подготовлен краевой план мероприятий, направленный на увеличение в текущем году наполняемости доходной части консолидированного бюджета края. Следовательно, этот документ - важная часть работы всех финансовых органов.

- Мы должны в 2011 году не только обеспечить текущие налоговые поступления, но и серьёзно поработать с задолженностью по налогам, - сказал И.А.Перонко. - Особое внимание необходимо уделить бюджетам поселений. Основной задачей на 2011 год в поселениях края является применение мер по компенсации выпадающих доходов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в связи с изменением налогового законодательства (Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ).

В целом по краю потери муниципальных образований могут быть порядка 1,5 млрд. руб., в том числе по поселениям около 1 млрд. рублей. Частично данные потери будут компенсированы муниципалитетам за счет краевого бюджета. На эти цели в 2011 году уже выделено 396 млн. рублей.

Конечно же, этих средств недостаточно. Но прежде, чем принять решение о выделении дополнительных средств на компенсацию потерь, мы проанализируем работу в муниципальных образованиях по вовлечению доходов в бюджет. Будет учтен и уровень недоимки, ее динамика за последнее время, полнота реализации налогового и неналогового потенциала.

Вице-губернатор заострил внимание и на том, что в 2011 году предстоит многое сделать для повышения эффективности бюджетных расходов, что связано с реализацией Федерального закона № 83-ФЗ. Его исполнение в крае началось в полном объеме уже в 1 января 2011 года в 30 муниципальных районах и городских округах и в 286 поселениях. Всем остальным необходимо активнее двигаться в этом направлении. Тем более, что для этого есть все основания. В частности, в 2010 году проделана подготовительная работа, завершившаяся принятием специальной программы. Дело за ее исполнением.

Говоря об организации планирования и исполнения местных бюджетов, вице-губернатор отметил, что прошлый год был первым годом самостоятельной работы финансовых органов в муниципальных образованиях после выделения их из состава департамента. В целом, не допущено серьезных сбоев, проблем, что повлияло бы отрицательно на ход бюджетного процесса в крае. Отлаженный механизм взаимодействия продолжает функционировать, принося положительные результаты. Тем не менее, были претензии к ряду муниципальных образований по качеству первоначально представленной бюджетной отчетности. Вскрытые недостатки были устранены.

В заключительной части доклада И.А.Перонко сформулировал целый ряд конкретных задач, требований и пожеланий, которые должны быть выполнены и учтены всеми финансовыми органами в текущей работе по обеспечению сбалансированного исполнения бюджетов. Приведем некоторые из них:

- своевременно, в первоочередном порядке, производить оплату принятых бюджетных обязательств в социальной сфере;

- оптимизировать сеть муниципальных учреждений, органов управления. Снижать неэффективные расходы, связанные с финансированием их деятельности;

- активно участвовать в работе по обеспечению перехода на энергосберегающие технологии;

- строго вести учет потребления всех материальных ресурсов, что позволит оптимизировать расходы, переориентировать их на другие цели;

- повышать качество бюджетных услуг, в первую очередь за счет установления учреждениям государственных и муниципальных заданий;

- как на краевом, так и на всех муниципальных уровнях должны быть разработаны специальные требования к объему и качеству услуг. Необходимо внедрять новые технологии оказания услуг, провести их стандартизацию;

- максимально использовать преимущества, связанные с изменением правового статуса учреждений, расширением их самостоятельности. Нужно активизировать, когда это возможно, их внебюджетную деятельность, развивать заинтересованность в эффективном финансовом управлении;

- если взяты обязательства по софинансированию, то их необходимо выполнять строго - своевременно и в полном объеме.

- Нужно не только запланировать и выделять деньги, но и отслеживать - с каким качеством, с какой эффективностью осваиваются средства, - потребовал докладчик.

Сформулировав задачи на текущий календарный период, И.А.Перонко напомнил, что решение любого вопроса, связанного с использованием средств бюджета, непременно должно быть на контроле у финансистов. При этом необходимо проявлять рачительность, где возможно - минимизировать расходы.

- Финансовые органы, как и все структуры исполнительной власти, должны работать публично, профессионально, подотчетно, - подчеркнул вице-губернатор. – Как призывает А.Н.Ткачев, такой подход должен стать для всех нормой, следовательно, и для нас, финансистов. Только при этом условии возможно целенаправлено наращивать эффективность в работе каждого финансового органа.

После завершения коллегии для всех ее участников был проведен обучающий семинар. В соответствии с его темой - «Актуальные вопросы формирования и исполнения консолидированного бюджета Краснодарского края» - начальники структурных подразделений департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края сделали ряд докладов. В их числе:

- «Об особенностях исполнения доходной базы бюджета в 2011 году» (И.П.Галась);

- «Анализ бюджетной отчетности за 2010 год и особенности ее формирования» (Шубина Т.К.);

- «Изменение механизмов финансирования здравоохранения и его модернизация» (В.А.Бондарева);

- «Соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления муниципальных образований края, доля финансовой помощи которым превышает 70 процентов собственных доходов местных бюджетов» (Н.В.Карасулова);

- «Организация кассового исполнения краевого и местных бюджетов в условиях реализации Федерального закона № 86-ФЗ от 5 мая 2010 года» (О.И.Нечитайло);

- «Повышение эффективности расходов по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» (Ф.Д.Хуако);

- «Об особенностях бюджетного процесса в 2011 году» (Г.П.Черенкова).

С докладами также выступили А.Н.Жораева, Р.А.Болтянская, Е.С.Лось и А.А.Дорох. После чего состоялся «круглый стол», в ходе которого руководители финансовых органов получили ответы на все возникшие вопросы.


Источник: Отдел по вопросам государственной службы и кадров


Назад в подраздел